27.05.2011.Уму непостижимо, как в одно мгновение посреди дороги пассажиры автобуса могут оказаться запертыми в салоне и заживо сгореть. ДТП на 104-м километре трассы "Дон” в Ступинском районе Подмосковья — кошмарный случай, который вызывает не только массу эмоций, но и множество вопросов. Как получилось, что водитель "Неоплана” не справился с управлением и врезался в грузовик? Как от несильного столкновения автобус за считанные минуты объяло пламенем? И почему 11 из 23 человек не смогли выбраться, погибнув в адском пекле? Корреспонденты "МК” разбирались на месте происшествия.
К утру 27 мая о страшной автокатастрофе напоминали лишь черные следы от пламени на дороге и куски обгоревших кусков металла. Остов автобуса "Неоплан-116” с обгоревшими фрагментами тел отвезли на спецстоянку в Ступино, чтобы подвергнуть его тщательному исследованию. Спасшихся участников ДТП отвезли в ближайшее подразделение ГАИ. Там несчастных пассажиров напоили чаем, чтобы они пришли в себя и успокоились после стресса. А заодно и рассказали все, что видели.
Автобус ехал в Москву из Тамбова. Конечной остановкой должен был быть Павелецкий вокзал. В дороге почти все спали, поэтому, когда произошла авария, люди даже не поняли, что происходит. Тем более и сам удар был относительно слабым. Водитель — 36-летний Владимир Куприянов — не уследил за машиной и въехал в "КамАЗ”, который двигался впереди. Фура с дагестанскими номерами везла коньяк. Ее водитель, 39-летний Дмитрий Гуляев, услышав шум, остановился. Он подумал, что лопнуло колесо. И за то время, пока Гуляев выходил из кабины, вспыхнуло пламя, охватившее переднюю часть автобуса. У грузовика при этом лишь покорежились задние дверцы. Пассажиры "Неоплана” бросились к выходам. Но все створки были наглухо закрыты, и отворить их было весьма сложно.
В Подмосковье выясняют обстоятельства крупной автокатастрофы, в которой погибли 11 человек. Авария произошла сегодня утром на трассе «Дон» в районе Ступино. Там в районе четырех часов утра пассажирский автобус, ехавший из Тамбова, столкнулся с «КамАЗом». От сильного удара автобус загорелся, и пламя в считанные секунды охватило весь салон. Лишь чудом нескольким пассажирам удалось выбраться из горящей машины. По одной из версий, трагедия произошла по вине водителя автобуса, заснувшего за рулем.
"Двери заклинило, и мы оказались в огненной западне, — рассказывали потом пассажиры. — Кое-как приоткрыли среднюю дверцу и через маленькую щелочку выбирались по одному как могли”.
Одну из пострадавших женщин, Елену Ивановну (в ту ночь она ехала из Тамбова навестить дочку и зятя), до сих пор охватывает панический ужас при воспоминании об аварии. Лежа в больнице в синяках и зеленке, она делилась с остальными:
— Я дремала. Потом как провалилась в преисподнюю. Открываю глаза — кругом огонь, не помню, как добралась до выхода...
В итоге те, кто мог, тот выбрался, а кто не успел — сгорел заживо. Таких оказалось 11 человек.
СПИСОК ПОГИБШИХ: Михаил Безносов, Мариа????? и Евгений Живнины, Светлана Жирова, Александр Компанец, Наталья Кульнева, Татьяна Сашкова, Михаил Сидоров, Дмитрий Слобода, Ольга Пахункова, Михаил Чувилкин.
Прокуратура Тамбовской области начала проверку в отношении индивидуального предпринимателя В.Дубровина, которому принадлежал автобус Neoplan, попавший в ДТП в Ступинском районе Подмосковья в ночь на 27 мая. Среди погибших — сменщик Куприянова Александр Компанец. Кстати, очевидцы рассказывают, что напарник должен был сменить Владимира в населенном пункте Михайлово. Но якобы Куприянов пожалел спавшего напарника, не хотел его будить. Наверное, понадеялся на свои силы. К слову, Куприянов — опытный водитель с правами 4 категорий. Некоторые свидетели считают, что он "уснув, утопил педаль газа, и машину унесло”. Отметим, что Компанец в 2003 году уже попадал в ДТП по своей вине. Возможно, Владимир не слишком доверял напарнику и потому предпочел остаться за рулем, разрешив коллеге подремать. Увы, заснул в итоге и сам Куприянов — это самая правдоподобная версия. Ведь видимость на том участке — примерно 300 метров, так что не заметить грузовик шофер просто не мог.
Сейчас Куприянов находится в больнице в тяжелом состоянии, с ожогами 50 процентов поверхности тела. Ему ампутировали руку и ногу. Врачи опасаются, что он не выживет. Вместе с ним в Ступинской ЦРБ оказались еще трое — 33-летний Павел Асташев, 51-летняя Татьяна Касаткина и 60-летняя Елена Бочарова.
Пострадавшая в аварии 51-летняя Татьяна Касаткина ехала в Москву на лечение в онкологический центр. У дамы — серьезные проблемы со здоровьем, ей не так давно сделали операцию. В ДТП Татьяна Ивановна сильно ушибла брюшную полость, вместе с остальными ранеными ее госпитализировали в Ступинскую больницу. В Тамбове Татьяна Ивановна руководит студенческим клубом Тамбовского государственного технического университета. По словам коллег, она активный и творческий человек, постоянно придумывает и устраивает всевозможные программы и конкурсы. Самым первым мероприятием, которое она провела в университете, был мужской конкурс красоты "Мистер-X”. Кстати, в последнее время неприятности так и преследуют руководительницу клуба: некоторое время назад кто-то из студентов украл у нее из кабинета кошелек с 8 тыс. рублей и казенный телефон. Отыскать воришку так и не удалось.
Как пояснили в администрации Тамбова, 28 мая в 5.00 из Тамбова в Ступино на опознание отправится автобус с родственниками погибших. Убитых горем людей будет сопровождать группа психологов и врачей. После печальной процедуры тела отправят в областной центр. Что же касается раненых, то их администрация Тамбова планировала перевести в свои местные больницы.
Что могло привести к возгоранию "Неоплана”? Двигатель у этой машины находится в задней части. Огонь же вспыхнул в передней. По всей видимости, произошло замыкание, возможно, на электронагревательный прибор попала легковоспламеняющаяся жидкость. Экспертам придется выяснять состояние автобуса (он 1990 года выпуска) на момент аварии. Также специалисты изучат, как контролировалось состояние водителей в ИП "Дубровин”, которому принадлежит автобус. Таких рейсов из Тамбова в Москву ежедневно совершается по нескольку десятков. И часто шоферы даже не успевают отдохнуть.
Комментарий начальника ГИБДД по Московской области Сергея Сергеева:
— Авария произошла после 3 ночи. А это самое сложное время для водителя. И сами шоферы об этом знают. И мы постоянно напоминаем гражданам о том, чтобы в период с 3 до 6 утра они были особенно внимательны на дороге. Если шофер чувствует усталость, он должен или попросить напарника сменить его, или остановиться на обочине и поспать хотя бы несколько минут. Этого порой бывает достаточно. Но у людей, как правило, появляется соблазн свободной дороги, хочется побыстрее доехать до места назначения.
ПОЧЕМУ ВОДИТЕЛИ СПЯТ ЗА РУЛЕМ
В Московской транспортной инспекции нам пояснили, что все рейсовые автобусы должны быть оснащены тахографами — бортовыми самописцами, которые фиксируют, во сколько водитель сел за руль, сколько раз останавливался, какова была скорость транспортного средства. Хотя в данном случае тахограф сгорел, эти данные все равно можно восстановить. В понедельник инспектора отправятся в Тамбов и выяснят по путевым листам, во сколько водитель выехал, изучат графики работы шоферов, сопоставят с фактами, и если нарушение режима было, его выявят. Согласно правилам водителям рейсовых автобусов необходимо делать остановку в пути каждые 3 часа. Правда, в данном случае шоферов было двое, поэтому они могли не делать остановок — при наличии сменщика водитель имеет право отдыхать в салоне автомобиля. О состоянии шофера в момент выхода в рейс инспектора узнают у врача, который обязан осматривать водителей перед каждым выездом.
В одной из транспортных компаний нам рассказали, что режим труда и отдыха водителей строго соблюдается только в крупных фирмах, которые могут себе позволить содержать большой штат водителей и не менее двух медиков. В таких конторах на один автобус приходится по 3—4 шофера. Ничего подобного нет в маленьких фирмах, у владельцев которых есть только 2—3 автобуса. Там нет штатных врачей, которые бы следили за тем, в каком состоянии водитель садится за руль, какое у него давление, температура, не покраснели ли глаза, уже не говоря о том, пьян он или трезв. Кроме того, владельцы крупных фирм-перевозчиков каждые три месяца приглашают сотрудников транспортной инспекции, чтобы те провели инструктаж среди водителей, напомнили им старые правила по технике безопасности за рулем и во время отдыха, а также рассказали новые. Впрочем, случаи внезапной смерти за рулем тоже бывают.
материал: Репортеры газеты "Московский Комсомолец” |