....
09:36
21.11.2024
 
| Главная | Форум | Доска объявлений | Карта города
| Фотоконкурс | Обратная связь | Регистрация | Вход|
Меню сайта
Архив новостей
Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

История города Узловая.

      Поселения человека на месте города имеются с неолита (копи железной руды и городища в районе станции Дедилово (поселок 5-ой пятилетки, Узловский район)). В Средневековье — территория города относилась к т. н. Дикому полю, в связи с чем — постоянные поселения из-зи угрозы набегов из степи — отсутствовали. В XVIII веке — сельское население, проживавшее в данном районе в основном было переселено по указу Петра Великого на Урал в качестве рабочей силы развивашейся там промышленности, в результате чего территория Узловского района была довольно безлюдной до последней четверти XVIII века (равно как и вся юго-востчная часть Тульской Губернии), когда на его территории возникли помешичьи владения графов Бобринских.
В тот же период русским естествоиспытателем Болотовым на территории района обнаружены запасы бурого угля. В основном заселение территории города происходит уже во второй половине XIX века главным образом по причине промышленого и транспортного освоения данного района.
    26 апреля 1872 года император Александр 2 утвердил Устав Общества Ряжско-Вяземской железной дороги. Летом 1873 года началось возведение станции Хрущёвская.  В декабре 1874 построили железную дорогу, затем - депо на 12 паровозов, несколько жилых домов, школу и больницу. Название станции не соответствовало её назначению, и вскоре она была переименована в Узловую - в самый раз по смыслу и роли. Железная дорога определяла жизненный уклад и судьбу жителей поселка, который рос за счет притока из окрестных деревень голодных людей. Центром считался вокзал и привокзальная площадь, откуда веером расходились улочки с одноэтажными домиками рабочих. Двухэтажных домов было несколько. В них жили купцы. Через Узловую ежедневно проходило до семи пар поездов: курьерских, почтовых, пассажирских...

 Узловское училище 1910 г. Фото с сайта: http://www.rusbibliophile.ru/
 Значительно возросла роль станции с началом первой мировой войны. Были предприняты меры для увеличения ее пропускной способности, для чего открыли железнодорожную ветку Узловая - Венёв, чтобы поезда имели прямой выход на Москву. Все события, происходящие в России, отражались на Узловой: гражданская война, бурная индустриализация, великие стройки. От состояния железнодорожного транспорта зависело многое. Новая жизнь буквально ворвалась в маленькую Узловую в тридцатых годах прошлого столетия. Сюда приехали сотни рабочих из разных регионов страны, и началась реконструкция железной дороги. В короткие сроки была сооружена мощная двухпутная магистраль Москва - Донбасс. В сентябре 1938 года рабочий поселок Узловая получил статус города. В это же время вокруг него стремительно стали подниматься ввысь терриконы шахт. Первый уголь был выдан «на гора» буквально перед началом Великой Отечественной войны. Железная дорога и угольная промышленность долгие годы определяли жизнь и судьбу узловчан. С открытием шахт быстро выросли поселки Дубовка, Партизан, Майский, Брусянский. До сих пор главный праздник в них - День шахтера, который ежегодно отмечается в последнее воскресенье августа. В шахтерских поселках люди жили хорошо. К их услугам было все: школы, больницы, профилактории, дома культуры... Но шахты выработались, плохо пришлось бы бывшим горнякам, если бы не железная дорога и новые предприятия, которые вносят весомый вклад в развитие экономики Узловой. О славных традициях железнодорожников напоминает паровоз - памятник, установленный рядом с железнодорожным вокзалом, историческим центром города. Все пожилые узловчане помнят страшный июнь 1941 года - начало Великой Отечественной войны. Уже в октябре немцы бомбили станцию, началась эвакуация железнодорожных предприятий. Две недели шли бои на подступах к городу. Но силы были неравны, и 21 ноября город Узловая и Узловский район были оккупированы немцами. Фашистский террор длился три недели. За это время были разрушены школы, библиотеки, клубы, разграблены предприятия, сожжен элеватор, а самое главное - погибло много мирных жителей. Восемь тысяч узловчан воевали на полях сражений. Каждый четвертый домой не вернулся. Город был освобожден 14 декабря, а через две недели пошли поезда! Горняки, не жалея времени и сил, восстанавливали шахты. Стране нужен был уголь. Победу ковали все, терпя голод, холод, не считаясь со временем. После войны Узловая стала огромной строительной площадкой.
     Максимальной численности население достигло к 1979 году (100 тысяч человек, 120 тысяч — вместе с районом), после чего до настоящего времени — она неуклонно снижалась. Рядом с Узловой находятся 4 крупнейших предприятия химической промышленности и это отрицательно влияет на экологическую обстановку в городе.
    В 1986 году территория города и района, как и ряд других территорий Тульской области (в основном в полосе южнее Тулы с запада на восток области), подверглась серьёзному радиоактивному заражению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, что повлекло значительное переоблучение населения, которое до 1989 года об опасности проинформировано не было. До 2002 года территория города и района имела статус «зоны с правом на отселение». С 2002 года — город относится к «территории с льготным социально-экономическим статусом».
источник : Letopisi.Ru
источник : Wikimapia.org


Рекламные визитки




Поиск по сайту
Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
Все материалы размещенные на сайте принадлежат их владельцам и предоставляются исключительно в ознакомительных целях.
При копировании материала, гиперссылка на
  "Узловский информационный сайт"  обязательна!!!