20.07.2011.Корреспонденту «МК в Туле» удалось пообщаться с новомосковским
водолазом, участвовавшим в ликвидации последствий катастрофы теплохода
«Булгарии» на берегах Куйбышевского водохранилища. Бойцы
Новомосковского отряда быстрого реагирования военизированных
горноспасательных частей считаются самыми профессиональными и самыми
бесстрашными в Тульской области. Их отправляют на спасение людей в
немыслимые условия, и всегда они справляются с любыми задачами. На этот
раз шестерым из них выпала очередная тяжелая миссия – искать людей на
затонувшем в Волге теплоходе «Булгария». О том, что водолазы увидели на
судне и с какими трудностями они столкнулись под водой, корреспонденту
«МК в Туле» в эксклюзивном интервью рассказал помощник командира взвода,
инструктор легководолазного дела Андрей Сполохов. Несмотря на
чудовищную занятость и огромную усталость, он поделился с нами
подробностями.
Первое погружение
– В какой день трагедии Вы прибыли на водохранилище? Когда погрузились под воду? –
Во вторник, 12 июля, рано утром мы прибыли на место катастрофы. Со всей
страны было порядка 200 водолазов, в среднем по 6 человек из каждого
региона. Первое погружение у нас состоялось 13 июля, спуски начались в
11 часов утра и продолжались до 21.00 вечера. – Говорили, что видимость была плохая… –
Видимость была относительно неплохой. Мы работаем в шахтах – там вообще
никакой видимости. Здесь с хорошим фонариком в воде видно ближайшие
полметра – метр. В трюмах и отсеках без фонаря, конечно, – кромешная
тьма, видимость практически отсутствует. – Где Вы обнаружили первого погибшего? –
Перед нами стояла задача – обследование верхней прогулочной палубы,
всех кают, расположенных на ней, и проверка их на наличие погибших
людей. До нас судно неоднократно обследовалось водолазами из Татарстана и
Удмуртии. Когда мы погружались под воду, уже начали всплывать элементы
мебели с корабля. Они закрывали разбитые окна, через которые мы
проникали. Когда по третьему разу проверяли верхнюю палубу, мы
обнаружили там одного человека. Впоследствии тела находили и еще… – Правда ли, что большинство окон на корабле были выбиты? –
Нет, их выбивали водолазы, поскольку без этого невозможно было
добраться до утонувших людей. Других способов проникнуть в каюты не
было. Мы искали свободные ходы, куда можно было зайти и вытащить оттуда
человека. Разбивали окна большие, квадратного сечения, потому что окна
круглого сечения – маленькие, и туда со снаряжением не проникнуть.
Сложность состояла в том, что корабль лежал на правом борту, и каюты,
расположенные на прогулочной палубе, находились практически у дна.
Проникнуть в них можно было только через верхние каюты, разбив окно,
открыв дверь в каюте и пройдя в коридор. – В некоторых СМИ
прозвучала информация о том, что якобы какие-то металлические двери в
запасных ходах были заварены и поэтому люди не смогли спастись... Это
так? – Нет, это не так. Трагедия произошла очень быстро, корабль
затонул в считаные минуты. Поэтому у людей, особенно у тех, кто
находился на борту, на который накренился корабль, – практически не было
никаких шансов. – Правда ли, что водолазы специально надевали спасательные жилеты на погибших, чтобы легче их тела поднять на поверхность? –
Нет, такого не было. Дело в том, что на третий день под водой трупы
раздувались до такой степени, что они вылетали оттуда, как пробка из
бутылки. Их невозможно было даже удержать руками. У нас один водолаз
из-за этого получил травму. Когда извлекали одного погибшего из трюма,
там был трехметровый коридор, в верхней части – металлические двери и
узкий проход. И вот, когда коллега из Санкт-Петербурга придерживал
утопленника, труп понесло наверх, водолаз зацепился снаряжением за тело и
ударился головой о дверь. Хорошо, что все обошлось. На самом деле
многие погибшие уже были в этих жилетах. Они успели их надеть, но не
успели выбраться. – То есть вы рисковали? – Конечно. Дело в том,
чтобы проникнуть в нижние части отсеков, трюмов, необходимо было пройти
через помещения и лестничные пролеты. Чтобы вернуться обратно,
приходилось возвращаться опять по этим коридорам. Свободного выхода на
поверхность не было. Поэтому страховали друг друга. Выходили
четверками-тройками: то есть один человек оставался на входе, другой –
придерживал двери, чтобы они не смогли захлопнуться и перекрыть выход.
Игровая комната – миф?
– По поводу детей, которые находились в музыкальной комнате. Что это за комната? –
Большинство детей находились не в музыкальной, а в игровой комнате.
Сколько мы ни интересовались, где она, никто так толком и не мог
объяснить. Ни свидетели, ни спасшиеся члены экипажа… Кто-то говорил, что
игровая комната – это миф. Просто было небольшое помещение в нижней
части корабля, где с детьми занимались. Водолазы вытаскивали детей из
всех помещений. Массового скопления детей не было, – Андрей Сполохов
незаметно опускает глаза. – На какой глубине лежал корабль? – Корабль лежал на глубине не больше двадцати метров. Работали мы в основном на глубине от 8-ми до 14-ти метров. –
Была ли пробоина на теплоходе? Некоторые выжившие пассажиры «Булгарии»
утверждают, что затоплению корабля предшествовал мощный толчок. Эксперты
не исключают вероятности, что он мог быть последствием внешнего
воздействия, в результате чего судно получило пробоину… – Любое судно
сделано по принципу неваляшки, которая всегда стремится вернуться в
исходное положение. В результате ураганного порыва и центробежной силы,
возникшей при повороте, корабль начал наклоняться. Если корабль попадает
на высокую волну и совершает резкий маневр, судно становится бортом
именно к волне, то, естественно, оно наклоняется и черпает воду. Если
иллюминаторы были открыты, вода могла пойти в корпус. Вообще в такую
волну редко кто открывает иллюминаторы.
Работа без перерывов
– Вы искали погибших круглосуточно? –
Работали и днем и ночью, без перерывов – на энтузиазме. Пока мы не
устанем, нас не выгонят и не скажут, что нам пришла смена. Мы понимали,
это очень важно для близких погибших. – Когда искали людей на теплоходе, много ли личных вещей встречалось? –
Личных вещей там достаточно. Перед нами также стояла задача: если будут
встречаться какие-то документы, электронные приборы, фотоаппараты – все
это надо было извлекать. Возможно, это нужно было, чтобы по фотографиям
узнать о людях, которые там присутствовали. – Правда ли, что тело
капитана теплохода «Булгария» Александра Островского нашли на нижней
палубе, а не в капитанской рубке. Там, где нашли его тело, располагались
бары и рестораны. Есть даже версия, что он просто отдыхал с семьей,
поручив управление теплоходом помощнику.… – Я был в каюте капитана в
мое первое погружение. Поскольку устройства корабля я не знаю, чтобы
как-то сориентироваться, я зашел в первую каюту. Оказалось, что это
каюта капитана. Там никого не было. Александра Островского обнаружили
вместе с женой до нашего приезда на место катастрофы. Капитан корабля не
все время должен находиться в капитанской рубке. Он должен отслеживать
весь процесс, который у него происходит на судне. Расследование все
покажет. – Жутко ли там, на дне? – Это наша работа, нам
приходится сталкиваться со смертью постоянно. Но в лица погибшим
стараемся никогда не смотреть. Поэтому всегда утонувшего разворачиваем
спиной. – Искать утонувших пассажиров вызвали самых опытных
водолазов, но даже им потребовалась психологическая помощь после спуска к
теплоходу. Вам она потребовалась? – Некоторые ребята не выдерживали
и прекращали работу под водой. С другой стороны, чем чаще ты ЭТО
видишь, тем спокойнее начинаешь относиться. Однако эта трагедия никого
из нас, привыкших к массовому горю, не оставила равнодушным. Столько
людей погибло, столько детей!
Тур на тот свет
Напомним,
полторы недели назад, 10 июля, в 15.58 в водах Куйбышевского
водохранилища затонул двухпалубный пассажирский теплоход «Булгария»,
построенный еще в 1955 году в Чехословакии. Всего на борту находились,
по данным МЧС и властей Татарстана, 208 человек, в том числе 25
незарегистрированных. Выжили из них только 79. В понедельник, 18 июля,
специалисты приступили к поднятию судна с 20-метровой глубины. Операция
может дать ответ на некоторые до сих пор не разгаданные загадки
катастрофы.
По материалам "МК в Туле" |